Обзоры игр

Голосование

Какая у вас входящая скорость интернета?

0 - 5 мбит/с
 
30.77% (32)
6 - 12 мбит/с
 
24.04% (25)
13 - 20 мбит/с
 
10.58% (11)
21 - 30 мбит/с
 
6.73% (7)
31 - 40 мбит/с
 
5.77% (6)
41 - 50 мбит/с
 
0.96% (1)
51 - 60 мбит/с
 
2.88% (3)
60 + мбит/с
 
18.27% (19)
 



Grand Theft Auto IV

Добавил Rоbо   - 10.05.2008

Grand Theft Auto IV
Жанр: GTA
Разработчик: Rockstar North
Издатель: Take-Two
Дата выхода: 29 апреля 2008 (WW)
Платформы: Xbox 360, PS3
Мультиплеер: До 16 человек

Ожидаемая всеми грандиозная игра Grand Theft Auto IV, создававшаяся на протяжении более трех лет, наконец-то стала доступна для счастливых обладателей Xbox 360 пару недель тому назад. У тех игроков, которые по каким-либо возмутительным причинам еще не успели оценить эту игру по достоинству, наверняка на уме только один вопрос: «Так стоит ли всей шумихи эта игра?». Несомненно, стоит. Почему? Читайте дальше.

Хроники жанра
Семь лет тому назад в игровой индустрии случилась революция из-за того, что вышла GTA III, которая в прямом смысле является «предшественником» героя сегодняшней рецензии. Именно тогда были установлены «каноны» новоявленного жанра в мире 3D игр, жанра, впоследствии получившего название в честь знаменитой игровой серии, GTA-жанр. «Каноны» были следующие: игроку давался на исследование большой трехмерный «живой» город, который адекватно реагировал на все его действия. Полная свобода перемещения по территории и полная свобода действий. Вы могли выполнять сюжетные миссии, а могли просто делать буквально «что угодно», ибо главный «герой» серии GTA всегда преступник, независимо от национальности и пола. Вы могли устраивать геноцид местным жителям, угонять машины, воевать с полицией и с бандитами, устраивать гонки или же просто колесить по городу в свое удовольствие. За последующие семь лет с серией произошло очень многое: к GTA III выходили отличные «аддоны», настолько глобальные, что их по праву стали называть продолжением серии, затем вышла самостоятельная игра GTA: San Andreas, переносившая нас уже в отдельный штат с несколькими городами; менялись главные персонажи, их истории, места «подвигов». Несмотря на весомые различия, все эти дальнейшие проекты были сделаны на базе GTA III, однако ни одну из них нельзя было назвать «истинной» GTA под номером четыре. Многое было задумано, но не все сделано, системные требования того времени диктовали свои условия. И наконец, когда в ближайшем будущем замаячили новые мощные консоли Xbox 360 и PlayStation 3, великая компания RockStar, автор серии GTA, приступила к созданию настоящего продолжения, игры, которой пророчили, что ее выход сотворит новую революцию, сопоставимую с той, которую сотворила GTA III. И вот, что мы увидели.

В первую очередь я немного вас разочарую и скажу, что амбициозное заявление пиар-менеджеров про «революцию в GTA IV такого уже уровня, как и переход в 3D GTA III» немного преувеличено. Нет, GTA IV не производит революцию, однако совершает огромный эволюционный скачок вперед, это стопроцентно. В чем же он заключается? Читайте далее.

«Welcome to America»!
Семь лет понадобилось разработчикам, чтобы устроить нам экскурсию по самым «злачным» местам Америки, и вот мы вернулись туда, откуда, собственно, мы и начали наше путешествие. Снова здравствуй, Liberty City, город свободы! Прототипом нашего города, как известно, является Нью-Йорк, и теперь Liberty City обзавелся всеми необходимыми атрибутами, чтобы быть похожим на своего реального «близнеца»: Статуя Свободы, Манхеттен, Центральный Парк, 8-е Авеню и много других достопримечательностей присутствуют в игре, правда, специально под другими названиями, чтобы не было лишнего повода для очередного «крестового похода» против RockStar, славящейся своей «неполиткорректностью». Главному герою GTA IV – эмигранту из Восточной Европы Нико Белику – жилось несладко на родине. Сначала участие в войне, потом послевоенная разруха, безработица; от безысходности Нико связывается с плохими парнями, попадает в долги и вынужден бежать из своей страны, будучи преследуемым бывшими «работодателями». А тут как раз приходит письмо с приглашением от кузена Нико, Романа, который поселился в Америке, в славном городе Liberty City, и процветает: имеет особняк, коллекцию спорткаров и прочие атрибуты успешного бизнеса. Надеясь получить в новой стране лучшую долю, Нико спешно отплывает в Америку на грузовом судне в числе прочих эмигрантов. И вот, наконец, Нико прибывает в Liberty City. Но  судьба наносит новый удар: на поверку оказывается, что Роман сам едва сводит концы с концами; бизнес его ограничивается жалким агентством по вызову такси, которое без конца терроризируют рэкетиры, а «роскошным особняком» оказывается бомжеватого вида квартира в русском квартале. Зачем же тогда Роман позвал сюда Нико? Чтобы Нико помог своему кузену решить его проблемы, так как в таком беспокойном месте умения Нико, ветерана войны, весьма к месту. Выбросив первого на своем счету рэкетира из окна, Нико с досадой произносит « Черт, я же обещал себе, что не буду здесь убивать людей!», но поздно – события понеслись со страшной быстротой. Очень скоро два незадачливых кузена становятся объектом пристального внимания местных «авторитетов», и теперь Нико собираются вновь пустить в расход. Он же в свою очередь пытается выбраться из сложившейся ситуации и наконец-то обрести «новую жизнь» в Liberty City. Сюжет плавно набирает обороты с самого начала и не сбавляет темпа на всем протяжении игры, поэтому зачастую главным стимулом к продолжению игры будет любопытство: «Что же произойдет дальше?»

Стоит отдать должное  сценаристам из Rockstar – им удалось сделать главного героя как никогда более человечным. И дело тут не только в отлично реализованной мимике всех без исключения персонажей или же прекрасно сделанных моделях. Нет, дело в том, что сценаристам удалось очень тонко выписать характер главного героя, заставить игроков сопереживать ему во всех его ситуациях. Нико начинаешь сочувствовать еще в самом начале игры, когда он неуверенно вглядывается в приближающийся берег Liberty City, или же когда растерянным взглядом ищет своего кузена в толпе встречающих корабль людей. Многие факты из его жизни можно узнать, внимательно слушая его диалоги с другими персонажами игры, и благодаря этому можно свободно понять его мотивацию к действию. Однако не думайте, что GTA IV предстает исключительно в мрачных тонах, нет, совсем нет. Как и всегда, в игре множество экстравагантных персонажей; актеры озвучили настоящее «море» различных диалогов, многие из которых слушать без смеха просто невозможно, наконец, «фирменная» атмосфера черного юмора – все это присутствует в игре. И, конечно же, потрясающий стеб на все аспекты американского социума, еще больше, еще «метче», еще смешнее.

Трудовые будни в Liberty City
Теперь, когда я ввел вас в курс дел, время поговорить о самом геймплее GTA IV. Пожалуй, главное изменение игрового процесса в GTA IV заключается в том, что игра «повзрослела». Миссии теперь более реалистичные и сложные, хотя в плане геймплея они и не особо изменились с предыдущих частей. Если отбросить все сюжетные тонкости, то обычная миссия выглядит так: вы приезжайте к очередной криминальной шишке, он рассказывает вам, что такой-то человек поступил нехорошо, и его надо убрать, чем впоследствии вы и занимаетесь. Или же вас просят что-то украсть/угнать. Однако не стоит испуганно говорить об однообразности игрового процесса, есть и более оригинальные миссии, но их, увы, не так много.

Играть же стало гораздо сложнее, так как система ведения боя была полностью переработана. Счетчики здоровья и брони превратились в две полоски, охватывающие с обеих сторон окошко радара (не иначе как из Saints Row свистнули), и наш герой стал еще более уязвимым, чем предыдущий главный персонаж, негр CJ из GTA: San Andreas. Теперь в GTA IV Нико склеивает ласты после 4-5 попаданий из простого пистолета Глок, не говоря уже о более серьезных пушках. Чтобы избежать неминуемой гибели под плотным огнем противников, игроку следует использовать систему прикройся&стреляй, перекочевавшую целиком из таких игр, к примеру, как Gears of War или Uncharted: Drakes Fortune. Нико может вести прицельный или «слепой» огонь из укрытия, стараясь задеть противников, которые также не брезгуют использовать подобную схему действий. При перемещении главный герой также может вести прицельный огонь, камера тогда «ложится» на правое плечо а-ля Resident Evil 4. Также Нико обучен приемам рукопашного боя, поэтому он может выполнять сокрушительные комбинации ударов и различные приемы, например, отбирать оружие у противника. Главный персонаж может наносить удары руками, ногами, головой, он способен уворачиваться, блокировать удары и совершать контратаки. Однако, несмотря на выдающиеся умения рукопашного боя, Нико по-прежнему уязвим для двух и более противников, хотя бы без ножа одолеть их будет довольно трудно.

Как уже упоминалось выше, сложность игры в GTA IV значительно возросла, не только из-за уязвимости главного героя, но и из-за слаженных действий полиции. Полиция в Liberty City теперь – святое, а покушение на святыню жестоко карается. Стоит пристрелить ненароком одного из представителей власти, то сразу по вашу душу высылаются несколько нарядов полиции и вертолет. Продолжите сопротивление? Тогда «в гости» приедет спецназ на броневиках, а потом и суровые сотрудники ФБР. Армию на этот раз в игру не позвали, но это не из-за лени разработчиков, а, скорее всего, по причине ее невостребованности – даже один наряд полиции из 3 человек, вооруженных пистолетами и дробовиками, представляет серьезную угрозу для Нико. К слову, если вы не самоубийца, и дальнейших проблем с полицией вы не хотите, то избавиться от ненужного внимания полиции можно проверенным дедовским способом – путем бегства. И здесь теперь все сделано более реалистично. Теперь не обязательно даже при одной «звезде» (скажем устроили вы на улице драку, а полиция вмешалась) изо всех сил мчаться до ближайшей станции перекраски – теперь нужно всего лишь покинуть радиус поиска полиции на карте и отсидеться какое-то время в какой-нибудь тихой подворотне, чтобы вас не заметил ни один из блюстителей правопорядка и все – полиция потеряет ваш след. Чем больше висит на вас «звезд», тем больше зона поиска полиции, скажем, при одной «звезде» радиус поиска едва ли превышает 300 метров; при двух – одного квартала; ну а если вы расшалились, «повесив» на себя от 3 звезд и более, то полиция введет особый план-перехват, с такими обязательными атрибутами, как дорожные заслоны, воздушное патрулирование и оцепление целого района города. На вид смотрится все сложно, однако на практике уйти от преследования полиции стало гораздо проще, чем в предыдущих частях, если знать тактику и постоянно маневрировать по тесным улочкам, не попадаясь на глаза полицейским нарядам, которые теперь отображаются во время тревоги на радаре. Впрочем, в правоохранительных органах Liberty City тоже не дураки служат, поэтому представители власти не гнушаются после одного предупреждения открывать по вам огонь на поражение, даже если вы сидите в машине, не говоря о различных фокусах, таких как «полицейский разворот» или скоростное блокирование дороги, когда патрульная машина эффектно перегораживает вам сходу дорогу. Поэтому с игровым балансом у GTA IV все в порядке.

Whiz. Connecting morons
Впервые за всю историю серии в GTA IV используется продвинутый физический движок Euphoria Engine, который отвечает за все игровые процессы, связанные с физикой. Поэтому поведение машин на дороге стало гораздо реалистичнее, теперь автомобили на большой скорости сильно заносит на поворотах, также машину может «понести», если скользкая дорога и т. п., конечно, ощущения не как в автосимуляторе, но любители реалистичности это оценят. И конечно, главный «конек» физического движка – это взаимодействия с любыми объектами в городе. Анимация тел в различных ситуациях выглядит бесподобно, оружие буквально «чувствуется» в руках, любой мелкий объект вроде кирпича можно подобрать и запустить им в витрину, словом, физика теперь играет немаловажное значение в игре, жаль только что игровой процесс не использует ее возможности «на полную катушку».

Значительную роль теперь играет и внутриигровое общение и взаимодействие с окружающим миром. У Нико есть мобильный телефон, с помощью которого он может звонить всем своим знакомым по делам, а также со многими из них устанавливать хорошие отношения путем совместного времяпрепровождения. А способов провести весело время в Liberty City более чем предостаточно: можно сыграть в боулинг,  бильярд, дартс; сходить в ресторан; напиться в баре (благодаря тому же продвинутому движку теперь возможно буквально ходить «по стеночке», опираясь для равновесия руками о стены и окружающие предметы), посмотреть представление в клубе, наконец. Когда персонаж проникнется к вам дружескими чувствами, то он предоставит вам свои дополнительные услуги, от вызова подкрепления в тяжелой ситуации до набитого оружием автомобиля. Конечно, заводить со всеми отношения вовсе не обязательно, но тогда вы не услышите и тех диалогов между персонажами, которые могут помочь вам еще глубже вникнуть в сюжет. Кстати, сами друзья Нико или же его работодатели также не гнушаются звонить или слать SMS ему на мобильный, поэтому будьте готовы принять звонок в любое время, хотя его можно и сбросить. Сам телефон можно настраивать под себя, изменяя рингтон, тему и прочие настройки. Благодаря телефону игрок постоянно чувствует себя в центре событий, не говоря уже о реалистичности, которая в очередной раз упоминается в этой рецензии.

Стоит сказать, что почти все аспекты игрового процесса получили развитие и стали более разнообразными и детальными. Например, чтобы угнать машину с паркинга, Нико нужно сначала разбить локтем боковое стекло, потом залезть внутрь и завести двигатель (ускорить процесс можно, нажимая на курки LT или RT); огонь из машины можно вести теперь во всех направлениях, в отличие от предыдущих частей GTA. Теперь в Liberty City есть полноценная система СМИ, которая включает в себя не только радио, но и, внимание, телевидение и Интернет. И, конечно же, в них просто сумасшедшее количество различных шуток, гэгов и очередных порций социального стеба. GTA IV можно смело назвать самостоятельным сборником сатиры на негативные явления социальной жизни. Осмеивается все: и американский стиль и образ жизни, и общество потребления, и навязчивая реклама, и выборная система, и так далее и тому подобное. Также из СМИ можно узнать и о своих похождениях, об особо «известных» объявят в срочных выпусках новостей. Мало разнообразия? Продолжим. Время от времени игроку предстоит сделать выбор, кому из ключевых персонажей жить, а кому умереть; в игре две концовки (дожили, GTA4 в RPG превращается); каждая полицейская машина оснащена своим бортовым компьютером с базой данных, по которой можно находить нужных вам людей; можно свободно проехаться в качестве пассажира на такси, обозревая окрестности сквозь стекла салона машины (появилась камера внутри салона); в общем, абсолютно все подробности перечислять бесполезно, ибо полный их список займет место двух-трех рецензий.

Нью-Йорк, Нью-Йорк!
Что касается графики, то на первый взгляд картинка разочаровывает, так как многим вещам не хватает достойной по нынешним меркам детализации, однако потом, когда игрок ощущает себя в центре огромного города (по территории Liberty City приблизительно равен площадям трех главных городов из GTA: San Andreas), где бурлит жизнь, вот тогда игрок понимает, что графика может быть красива не только из-за высокого уровня детализации, но из-за потрясающего числа различных деталей. Туда-сюда снуют потоки машин, жители города (которых теперь язык не поворачивается назвать пешеходами) ведут себя так же, как и в реальной жизни, в зависимости от времени суток, погоды и конкретной ситуации, в которой находятся. Солнечным днем на улицах полно народу, часть из них делает зарядку в парке, одни идут куда-то по своим делам, другие бредут с сумками из магазинов (толкните случайно прохожего с пакетом, он упадет, а из пакета покатятся продукты, прохожий обматерит вас и полезет в драку); людям время от времени звонят на мобильники, они как ни в чем ни бывало, достают трубки и начинают разговаривать с позвонившими; полицейский, догнав нарушителя, берет его на мушку, преступник поднимает руки вверх и идет под конвоем полицейского до ближайшей патрульной машины, куда его сажают и увозят в участок… В GTA IV интересно наблюдать за каждым участником городской жизни, от последнего бомжа до респектабельного бизнесмена. В городе Liberty City вы увидите столько новых в игровой индустрии, но обыденных в реальной жизни вещей, которые и делают игру яркой и запоминающейся. Правда, масштабы требуют жертв, поэтому иногда случаются довольно ощутимые проседания кадров во время игры; объекты на дальних расстояниях сильно замылены.

Родная речь
Качество музыки и звука тоже перешло на совершенно новый уровень, количество радиостанций возросло до 18 (!) штук, причем одна из них, под названием Vladivostok.Fm, русская, поэтому – здравствуй, Глюкоза, Руслана, Серега (о нет! и здесь нас нашла русская попса). Однако на общем фоне нашей попсы неплохо подходят к игре такие русские композиции, как «Гни свою линию» от Сплин или римейк песни «Зеленоглазое такси». Но это уже дело вкуса. В целом, подборка треков оставляет исключительно положительные эмоции, найдется музыка на любой вкус. Озвучка персонажей как всегда на высоте, однако и тут все стало более разнообразным: теперь и любой простой житель сможет сказать вам парочку фраз на каждый случай (а в русских районах на чистом русском языке, без акцента, то же самое касается и мата), поэтому держите на всякий случай детей и слабонервных подальше от телевизора (вы не забыли, кстати, что рейтинг у игры 18+?)

Их разыскивают в Xbox Live!...
И наконец, пришло время сказать пару слов о мультиплеере. Разработчики наконец-то вняли мольбам миллионов игроков и сделали  онлайн-режим игры, где доступен весь город. Гибко настраиваемая игра и персонаж (можно включать/отключать городской трафик, полицию, регулировать  количество жителей, менять внешность вашего бойца), большое количество игровых режимов (например, ограбление банка, гонки с полицией или просто деф-матч), все сделано так, как и мечтали увидеть игроки. Немного расстраивает небольшое по современным меркам количество игроков, всего 16 человек, однако тут, видимо, виновата «железная» сторона вопроса.

И что в итоге? GTA IV – настоящий шедевр за последние несколько лет, не имеющий аналогов, уникальный проект за всю историю игровой индустрии (над разработкой игры трудилось около тысячи человек, на проект потрачено свыше 100 млн долларов), поэтому если вы хоть мало-мальски уважаете игровую индустрию, то вы просто обязаны пойти и купить эту игру. И не поднимайте удивленно брови из-за столь категоричного тона. Покупая эту игру, вы доказываете разработчикам, что за столь качественный и тщательно проработанный проект люди готовы платить деньги и тем самым побуждаете RockStar делать еще более качественные и интересные игры. Поэтому чего же вы еще ждете? Бегом за GTA IV!


Оценка xbox.fatalgame.com: 10